jarnikov45 (jarnikov45) wrote,
jarnikov45
jarnikov45

Category:

Святые источники Кирилловской обители

 

          В конце лета 1529 года митрополит Московский и Всея Руси Даниил отписывает игуменам Кирилло-Белозерского монастыря, Спасова-Каменного и Ферапонтова монастырей, что Государь Всея Руси Василий Иоаннович с женой Еленой Васильевной в октябре прибудут в Кирилловскую обитель дабы совершить молебен и сорокадневный отшельнический пост о даровании им чада. Этому событию предшествовало следующее.

          В августе 1505 года по приказу Великого Государя Ивана Васильевича в Москву были вызваны около полутора тысяч девиц, для того чтобы сын его, соправитель и наследник престола Гавриил, мог выбрать себе супругу. После придирчивого осмотра повивальными бабками красавиц, девицы признанные годными к продолжению рода предстали перед взором Государя. Его выбор пал на дочь знатного московского боярина Юрия Константиновича Сабурова, Соломонию и 4 сентября того же года была сыграна свадьба. Спустя полтора месяца после свадьбы Гавриил под именем Василий занял отеческий престол.     
        Проходили годы, а царская семья не имела детей. Василий тяжело переживал свою бездетность. Отсутствие наследника грозило междоусобицей. Братья Василия, князья Юрий и Андрей, могли вступить в кро­вавый спор за престол. Стремясь снять с себя заклятие бесплодия, Василий не брезговал ничем, даже таким предосудительным для государя и христианина средством, как обращение к колдунам. Однако ничто не помогало.   В 1525 году Василий решил развестись с Соломонией. Приняв решение о разводе, он действовал быстро. После этого был учреждено освидетельствование неплодия Соломонии и неспособности ее к рождению детей. Главным свидетелем выступил брат царицы Соломонии, Иван Юрьевич Сабуров. Василий получил разрешение на развод. 28 ноября 1525 года против воли Соломонии, в московском Спасо-Рождественском монастыре на Рву было произведено пострижение. Вскоре ее отвезли на житие в суздальский Покровский монастырь.

        Ровно через два месяца после пострижения царицы Соломонии, 28 января 1526 года, в Успенском соборе Кремля митрополит Даниил совершил обряд венчания Василия с княжной Еленой Васильевной Глинской.  Василий женился на ней не только из династических соображений: весьма вероятно, что он влюбился в нее. Можно предположить, что знакомство Василия и Елены состоялось весной 1524 года. Отсутствие выбора невест, как это имело место в 1505 году, также говорит в пользу того, что Василий наметил себе вторую супругу задолго до развода с Соломонией. Обращает на себя внимание необычный для нравов того времени поступок Василия: после венчания он сбрил бороду, оставив себе по польской моде одни усы. Его действия очень походят на желание влюбленного пожилого мужчины угодить молодой жене.

        Конечно, по церковным традициям многоженство не поощрялось, но только в 1551 году на него было введено ограничение, а в 1572 году Собор ограничил количество одновременных браков четырьмя. Об обычаях, царивших в то время, в России говорит и такой факт. В 1453 году при великом   князе Василии Васильевиче, из послания митрополита Ионы к вятскому духовенству узнаем, что в Вятке некоторые брали по пяти, шести, семи и даже по десяти жен, а священники их благословляли, и приношения от них принимали в церковь. Иные, постригшись в монахи, потом расстригались и женились. В 1578 году датский посол в России Яков Ульфельдт в Новгороде видел во главе русских татарина, которого они именовали цезарем. У него было семь жен, старшая из них русская. Считалось, что это обычная практика, как у татар, так и русских. В связи с этим любопытно отметить, что только в 1551 году Стоглавым Собором были запрещены совместные женские и мужские монастыри. Необходимо отметить, что, несмотря на существование многоженства, по Судебникам 1497 и 1551 годов плата женщине за любой нанесенный ей ущерб была в 2 раза больше чем мужчине.

    Василий освятил новый брак молитвой о чадородии. Через месяц после свадьбы, при назначении в Новгород архиепископом своего любимца архимандрита Можайского монастыря Макария, он поручил ему, как приедет в паству, читать молитвы о чадородии. Подобные молитвы читались не только в Новгороде, но и во всех русских церквах.    В конце 1526 года государева чета совершила богомольный поход в Тихвин к иконе Тихвинской Богоматери, где приехавший туда же архиепископ Макарий три дня и три ночи молился о том, чтобы «…ему Господь Бог даровал плод чрева...». С подобной же молитвой Василий посетил монастыри в Переяславле, Ростове, Ярославле. Однако все было напрасно.

            А по Москве поползли слухи, что Соломонию постригли беременной. Услышав это, Василий сильно разгневался и послал в монастырь, где содержалась Соломония своего советника дьяка Третьяка Михайловича Ракова и дьяка Григория Никитича Меньшого-Путятина, поручив им тщательно расследовать правдивость этого слуха. Прибывшим в монастырь царским советникам Соломония сказала, что родила сына и нарекла его именем Георгий, но они не достойны, видеть ребенка, а когда он станет великим князем, то отомстит всем за обиду матери. Считается, что родившийся в обители ребенок был похоронен в семилетнем возрасте.
           Существует еще одна версия, связанная с Георгием Васильевичем Сабуровым (сын Соломонии). Георгий Васильевич Сабуров был также известен как разбойник Кудеяр, разбойничавший на Волге, а затем ставший праведником. Разбойничать на Волге он мог в 1550-60-х годах во время присоединения Поволжья, тем более, что вплоть до 1570-х годов к Волге выходили крепости крымцев. Сын Соломонии Сабуровой и Василия III-его Георгий, известный разбойник Кудеяр, стал родоначальником рода князей Долгоруких. По сказаниям разбойник Кудеяр сильно побил за оскорбительные речи о царе Иване Васильевиче, самого царя Ивана Васильевича Грозного переодетого и потому не узнанного. За заступничество и то, что он поднял руку на самого царя, разбойник получил княжеский титул и прозвище Долгорукий, которая впоследствии стала фамилией.  Несмотря на то, что прототипом грозного разбойника историки считают боярского сына Кудеяра Тишенкова, перебежавшего на службу к крымскому хану и никогда не предъявлявшего претензий на престол, народное сказание упорно видело в Кудеяре сводного брата Ивана Грозного. Широкое хождение имели подобные слухи и при жизни самого Ивана Грозного.

        На четвертом году супружества Василий с женой прибегли к заступничеству выходца из Кирилловской обители Пафнутия Боровского. В Переяславле Василий посетил святого старца. Ученики Пафнутия повелели ему с женой отправиться на молебен для зачатия в Кирилловскую обитель.

      В октябре - ноябре 1529 года Государь Василий с  Еленой Глинской приезжает молиться о даровании им наследника в Кирилло-Белозерский монастырь. Там они останавливаются на два месяца до установления санного пути. В итоге в положенное время 25 августа 1530 года появился на свет сын - Иван Васильевич. Позднее избранный царем и названный современниками Великим и Грозным, при котором территория России выросла в три раза. За молитвенные труды Кирилло-Белозерский монастырь получил значительное пожертвование. Обрадованный Государь подарил обители тысячу рублей и воздвиг в ней две каменные церкви.

         В Москве, получила хождение и другая версия рождения Ивана Васильевича, молва приписывала отцовство молодому боярину, князю Ивану Федоровичу Телепневу-Оболенскому. Однако известный советский антрополог М. М. Герасимов признавал несомненное сходство воспроизведенного облика Ивана Грозного с прижизненными портретами Василия. Сам Василий, не задумываясь, признал Ивана своим сыном и наследником. Кроме того, признав бесплодие Василия, мы должны с необходимостью утверждать, что и Соломония была неверна ему. Между тем она чтится в Суздале как местная святая, что заставляет исключить это предположение и снять с Василия обвинение в бесплодии. Также известен и младший брат Ивана Грозного – Юрий, и еще в посольской переписке 1649 года, Анастасия   считалась не женой Ивана Грозного, а его сестрой и первой женой Федора Романова (Филарета).

            Взаимоотношения Ивана Грозного и Кирилло-Белозерской обители чрезвычайно интересны, к ней Иван Грозный питал особые чувства, он был полностью уверен, что своим рождением он обязан именно ей. Общая сумма пожертвований монастырю царем грандиозна - 28000 рублей. Царь держал в Кирилловой обители свою главную царскую казну. Иван Грозный высказал пожелание принять здесь пострижение, что и осуществил перед смертью, как и его отец, Василий.

        Необходимо отметить, что первые кельи для царя и его сыновей в Кирилло-Белозерском монастыре были построены только в 1567 году. А ранее гости останавливались в царских селах под Вологдой (ранее Насон-город, об основании которой в 5 веке свидетельствует книга Паралипоменон) и в родовой вотчине князей Шуйских (у Владычной слободы). Тот Кирилловский монастырь, который мы знаем сегодня, фактически отстроился к середине 17 века, а подмонастырская слобода провозглашена была уездным городом только в 1776 году. В начале 16 века монастырь был огорожен невысоким деревянным острогом, монахи жили в землянках и небольших черных избах, церкви были деревянные.
   Обычно в Кирилловскую обитель из Москвы шли на судах реками Яхромою, Дубною, Волгою, Шексною, но Василий ехал Вологды по берегу Кубенского озера. Надо отметить, что ранее по этому пути в 1525 г. путешествовала царица Соломония Сабурова.      Местом остановки в этих путешествиях была Владычная слобода (ныне Владышнево) в 73 км. (двух днях пути от Вологды), по старой дороге в 50 км., расположенная рядом с торговыми селами Фрязиновым и Каталонским. К тому же рядом, в 5-10 км.,  ранее существовали Малый Кириллов и Кирилловский-Большеельминский погост. Около Владышнево сейчас течет река Еленга (Елена-река).

              С Владычной слободой связана местная традиция, которая именует три источника около нее святыми, и приписывает им способность излечивать бесплодие. Данной особенностью источника успешно пользуются местные жители и в 21 веке.  В районе указанных источников имеются как широкие ровные луга, которые могли использоваться для полевых станов, так и следы инженерных работ по обустройству этой территории осуществленных  ранее 19 века.  В настоящее время указанные источники являются природным заказником и благоустроенны силами природоохранных служб.  Скорее всего, маршрут как Соломонии Сабуровой, так и Василия пролегал именно к указанным источникам у Кирилловской обители.

        П.С. Никто не делал анализ воды на какие-то редкие соединения или микроорганизмы, но святые источники реально помогают людям от множества болезней. Так воды Владшного помогают при лечении безплодия, источники Гориц при болезнях костей, печени и крови, Биряковский источник при пьянстве и подобных недугах. Но надо учитывать, что потребление вод должно идти методично и длительно,  ведь и сам великий князь Василий, провел во Владышном два месяца.

Любим Кириллович Поздняк   2006 г.

Tags: Гиперборея, Иван ГрозныйВзпло, Любим Кириллович Поздняк, Святые источники, лечение бесплодия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments